Если вы хотите создавать ценности, то нужно понимать что это такое. Ценности — это не то же самое, что деньги.[1] Ценности существуют на протяжении всей человеческой истории. Деньги же были изобретены сравнительно недавно.
Ценности являются фундаментальным понятием. Это то, что нужно людям:
еда, одежда, дома, машины, гаджеты, путешествия в интересные места и
так далее. Вы можете быть богатым, даже если у вас нет денег. Если бы у
вас было устройство, которое по вашему желанию могло сделать машину,
или приготовить вам ужин, или постирать белье, или сделать что-нибудь
еще, чтобы вы захотели, вам не нужны были бы деньги. Или, например,
если бы вы были в Антарктиде, где нечего покупать, количество ваших
денег тоже не имело бы значения.
Ценности — это то, что может удовлетворить ваши желания, это не
деньги. Но почему, если ценности настолько важное понятие, все говорят
о том, как делать деньги? Деньги — это способ обмена ценностями и на
практике они взаимозаменяемы. Но это не одно и то же, и если вы не
планируете стать фальшивомонетчиком, разговоры о том, как делать деньги
могут только усложнить понимание того, как это сделать в
действительности.
Деньги — это побочный эффект специализации. В специализированном
обществе вы не сможете самостоятельно сделать большинство вещей,
которые вам нужны. Если вам нужны картошка, карандаш, или жилье, вы
получаете все это от других людей. А как можно заставить человека,
который выращивает картошку, дать ее вам? Только дав ему то, в чем он
нуждается в свою очередь. Однако, если мы будем напрямую обмениваться
вещами с теми людьми, которые в них нуждаются, мы далеко не уйдем. Если
вы делаете скрипки, и они не нужны ни одному из местных фермеров, что
вы будете есть?
Решение, найденное обществом по мере того, как оно становилось все
более специализированным, заключалось в том, чтобы разбить процесс
торговли на два шага. Вместо того, чтобы напрямую обменивать скрипки на
картофель, вы меняете их, скажем, на серебро, которое затем обмениваете
на что-нибудь другое, в чем вы нуждаетесь. Промежуточное звено —
посредник обмена — может быть чем угодно, что достаточно редко и что
можно легко носить с собой. Исторически так сложилось, что для этой
цели чаще всего использовались металлы, но сравнительно недавно они
были заменены другим посредником, который называется доллар и в
действительности физически не существует. Однако он может выступать в
качестве посредника, потому что его ценность гарантированна
правительством США.
Преимущество использования такого посредника в состоит в том, что он
делает торговлю возможной. Недостаток же в том, что он часто заслоняет
действительное значение торговли. Люди начинают думать, что бизнес —
это делание денег. Но деньги — это всего лишь промежуточное звено,
всего лишь эквивалент того, что на самом деле нужно людям. То, чем
сейчас занимается большинство компаний - это производство ценностей.
Они производят нечто, что нужно другим людям.[2]
——
[1] До недавнего времени мне
казалось, что даже правительство не понимает разницы между деньгами и
ценностями. Адам Смит иногда говорил, что они пытаются сохранить
богатство страны, запрещая экспорт серебра и золота. Но большое
количество “посредника обмена” не сделает страну богаче. Усли денег
будет больше, чем материальных ценности, которые они представляют, то
результатом будут только более высокие цены.
[2] У понятия “ценности”
существует довольно много значений. Я не собираюсь сейчас выяснять
какое из них более правильное. Здесь я обсуждаю несколько техническое
значение этого слова. Ценности - это то, за что люди дают деньги. Это
довольно интересный вид ценностей для изучения, потому что именно он
позволяет вам не умереть от голода. И то, за что люди дают вам деньги,
зависит от них, а не от вас.
Когда начинаешь свой бизнес, очень легко начать думать, что люди
хотят то же, что и вы. Во время бума доткомов, мне довелось
разговаривать с женщиной, которая очень любила гулять на свежем
воздухе. И собиралась сделать портал, посвященный этой теме. Знаете,
какой бизнес нужно открывать, если вы любите свежий воздух?
Восстановление данных с поврежденных винчестеров.
Какая связь? Да никакой. Просто это моя точка зрения. Если хотите создавать ценности (или другими словами - не
голодать), будьте очень критичны к планам создать бизнес, связанный только с тем, что вам нравится делать.
Источник: http://the-notebook.org/
|