Если хочешь найти работу, которая предполагает контакты с людьми, то
одно из основных требований к тебе работодателя – привлекательный
внешний вид. Проведенные в торговле исследования показывают, что в
магазинах, где работают красивые продавщицы, да еще в мини-юбках,
покупателей гораздо больше – даже если эти магазины посещают в основном
женщины.
Законы рынка универсальны: не подлежит сомнению, что основная цель у всех здесь одна – извлечение максимальной прибыли. Не знаю, как обстоят дела сегодня в Москве, но полагаю, что там действуют такие же правила, как в Риме или Нью-Йорке.
А
что делать, если стремишься найти работу, предполагающую постоянное
общение с людьми, но красавцем или красавицей тебя не назовешь, ты не
обладаешь стройной фигурой, и нет в тебе того легкого сексуального
налета, какой предписан англосаксонским каноном красоты? Как быть, если
у тебя черный цвет кожи, или – что характерно прежде всего для
Соединенных Штатов – внешность у тебя «латиноамериканская»?
В
этом случае ты можешь обратиться за помощью к государству, которое
создает специальные учреждения по надзору за соблюдением «равных
возможностей». Эти организации следят за тем, чтобы, к примеру,
девушка, обладающая всеми достоинствами, но не одаренная голливудской
улыбкой, могла бы устроиться на работу продавщицей в крупный магазин.
Но с устоявшимся представлением о том, как должен выглядеть работник
сферы услуг, ничего не поделаешь. Например, хозяевам сети американских
гостиниц Mondrian Hotel пришлось заплатить штраф в размере $1,8 млн за
то, что они уволили чернокожих горничных и взяли на их место девушек с
англосаксонской внешностью.
Хозяева гостиничной
империи в свое оправдание заявили, что их клиентам был не по вкусу
«пестрый этнический состав прислуги». Другими словами, им претило
присутствие негритянок.
Дело не только в пещерном
расизме. Как поведала недавно одна американская газета, сославшись на
Маршала Коэна, человека в мире моды авторитетного, «молодой мужчина в
роли клиента охотнее зайдет в магазин, где работают красивые
продавщицы, а молодые девушки – причем равно и красавицы и дурнушки –
предпочитают, чтобы в магазине их обслуживали молодые привлекательные
продавцы». То же самое касается и авиакомпаний, которые нанимают только
длинноногих стюардесс, дабы ублажить клиентов.
А что говорить
об иллюстрированных журналах моды! Достаточно перелистать пару-тройку,
чтобы заметить, что все практически фотомодели на одно лицо и отражают
вкусы стран «золотого миллиарда». Доминируют блондинки и блондины,
причем даже в итальянских модных журналах, несмотря на то что в Италии
блондинов не так-то легко отыскать. А ведь не секрет, что на нашей
планете людей с темным или желтым оттенком кожи гораздо больше.
Но не они определяют то, что обозначают английским словом trend!
Знаете,
почему? Ответ прост: потому что мировая система средств массовой
информации контролируется из стран, населенных людьми с совсем иным
цветом кожи. А в странах «золотого миллиарда», как и в тех, где
пытаются всячески им подражать, люди любят смотреться в зеркало.
Этим
и объясняется тот факт, что реклама повсеместно выстраивается по одним
и тем же стандартам. Таково одно из проявлений глобализации. Товары
должны быть стандартными, чтобы цена на них оставалась более-менее
доступной и чтобы они легко расходились по всему свету. Столь же
стандартными должны быть и вкусы, иначе товары не дойдут до массового
потребителя. А вкусы диктует тот, кто господствует на мировом рынке.
Возможно ли положить предел этому диктату?
Если да, то кто способен это сделать? Скорее всего, сам рынок. Если,
скажем, в Индии слишком часто показывать в рекламных роликах блондинок,
индийские женщины просто возмутятся. А индийские мужчины придут в
замешательство от того, насколько повседневная жизнь не соответствует
телевизионной картинке. Отсюда депрессия. А депрессия – плохой стимул к
приобретению товаров широкого потребления.
Вывод тем не менее очевиден: в сфере услуг глобального капитализма нет места для некрасивых и старых.
По неписаным законам уютно там лишь привлекательным молодым людям
англосаксонского типа. Если Бог не дал тебе привлекательной внешности,
смирись. «Невидимая рука рынка», о которой писал еще Адам Смит, не
знает сострадания.