Еще вчера вы словно летали на крыльях, заражая подчиненных своей
энергией. Но вдруг в душе что-то оборвалось: старые проекты больше не
увлекают, новые не приносят ожидаемой прибыли. Кажется, что сил
продолжать подъем больше нет. Что делать? Свернуть с дороги и продать
бизнес или сделать передышку, чтобы изменить отношение к налаженному
делу?
Работа отдыху не помеха
Даже
самые опытные и выносливые предприниматели время от времени падают
духом. Ведь психофизиологические возможности любого человека имеют
пределы. И когда напряжение доходит до точки «х», появляются опасные
симптомы. С первых утренних часов жизнь отравляет ощущение, что ни на
что не хватает времени. Энергия иссякает, а на ее место приходит апатия
и отвращение к своему делу. Так бодрый шеф, фонтанирующий идеями,
превращается в раздражительного и всем недовольного придиру, который
становится тормозом собственному бизнесу. Психологи называют эти
эмоциональные проявления «синдромом сгорания».
– Мы проводили
исследование неблагоприятных факторов, влияющих на отношение человека к
работе, – рассказывает Галина Мельникова, генеральный директор компании
HR Рartners. – Оказалось, что россияне среди причин, побуждающих
оставить свою работу, в 80% случаев называют отсутствие баланса между
ней и личной жизнью. Кстати, мы сверяли свои выводы с зарубежными
данными. Оказалось, что в других странах по этой же причине бросают
свое дело до 60% бизнесменов. Чаще всего страдают от «синдрома
сгорания» и люди, которые слишком мало отдыхают.
–
Руководитель должен заставлять себя уходить в отпуск и в буквальном
смысле выгонять на каникулы своих подчиненных, – говорит Галина
Мельникова. – Кроме того, надо всегда помнить о том, что выходные
существуют для того, чтобы отдыхать, проводить время с семьей, а не для
профессиональных тренингов. Надо уметь находить время для учебы в
рабочие дни.
Отсюда самый простой способ избежать апатии к
делу – создание баланса между работой и личной жизнью. Но не всегда
причина, по которой предпринимателю надоедает свой бизнес, кроется
только в физической усталости.
Бесцельно прожитые годы
Владелец
компании по продаже продуктов питания Глеб Якушкин пять лет назад
закрыл успешную компьютерную фирму, чтобы попробовать себя в новом
деле. Прежнего успеха добиться не удалось. Сейчас Якушкин считает, что
сворачивать бизнес только из-за того, что он стал неинтересным, –
серьезная ошибка. Но в то время он не мог поступить иначе: он шел в
офис, словно на каторгу, и даже отпуск не возвращал ему прежнего
душевного подъема.
– Вполне возможно, что Глеб оставил свое дело
из-за того, что работа приносила ему негативные эмоции, – полагает
владелец московского отделения тренинговой компании «Всемирные центры
взаимоотношений» Михаил Степанов. – Досада, раздражение, злость – все
это приводит к усталости. А позитивные чувства, напротив, способствуют
тому, что бизнесмен готов работать долго и быстро восстанавливается
после серьезных нагрузок.
Часто волны «негатива»
начинают захлестывать сознание, когда человек не осознает истинных
целей, ради которых он ведет свой бизнес.
– Многие не
могут признаться себе в том, что слишком большое место в своей жизни
отдают работе, – говорит Галина Мельникова. – Это чревато
опустошенностью и упадком сил. Один мой клиент, вице-президент банка,
последние три месяца по 16 часов в сутки работает над новым проектом. И
чем ближе совет директоров, который должен или принять его, или
отвергнуть, тем больше он погружается в состояние стресса. Кроме того,
он принял решение бросить свое дело, если проект окажется неудачным.
Совершенно очевидно, что от этого пострадают и банк, и он сам. Надо
всегда помнить, что любой проект – это еще не вся жизнь.
–
Чтобы трудиться с радостью, предприниматель должен точно ответить на
вопрос, зачем ему нужен бизнес, – рассказывает Михаил Степанов. –
Причем финансовая цель – это только вершина айсберга. Надо понять,
зачем тебе заработанные деньги, например, что ты хочешь на них купить.
А потом – представить, как изменится твоя жизнь, что ты будешь
чувствовать, когда станешь обладателем этих вещей. Эти чувства – твоя
конечная цель. И от того, насколько позитивно чувство, к которому ты
хочешь прийти, будет зависеть, насколько сложно тебе будет идти к цели.
– Предположим, вы поняли, что трудитесь для того, чтобы
заработать денег на хорошую машину, – говорит Михаил Степанов. – Для
чего она нужна? Если для того, чтобы вы и ваша семья путешествовали в
безопасности, то вам будет легче получить нужную сумму. А вот если
истинная цель – самоутвердиться перед друзьями, то работе будут
сопутствовать постоянное напряжение и усталость.
Мое – не мое
Ничто
не создает так много негативных эмоций, как мысль о том, что вы
занимаетесь не своим делом, что выбранная сфера работы – не ваше
призвание.
Но часто бывает, что разобраться в том, нравится ли
вам бизнес или нет, сложно. Мелкие неприятности сводят на нет все
радостные эмоции, которые вы получаете от собственного дела.
Михаил Степанов предлагает такой способ «протестировать» свой бизнес:
–
Задайте себе простой вопрос: готовы ли вы хотя бы месяц заниматься
своей фирмой бесплатно, только ради удовольствия. Если нет – значит,
это не дело вашей жизни.
Есть и другой способ разобраться в
своих чувствах. Попытайтесь виртуально бросить свой бизнес и
проанализируйте, какие чувства вы от этого испытываете.
– Я
сам один раз разрешил сложную дилемму, приняв решение «от обратного», –
рассказывает Михаил Степанов. – В какой-то момент мне было очень сложно
набирать студентов на тренинги, и я склонялся к мысли передать компанию
во внешнее управление. Я представил, что курсы мне уже не принадлежат,
и начал анализировать свои чувства. Вскоре стало ясно, что облегчения
нет. Я по-прежнему испытывал дискомфорт. Тогда я понял, что сложности,
которые я имел при наборе людей на курсы, приносили мне меньше
расстройства, чем мысль о расставании с бизнесом. Но почему?
Я
начал думать о трудностях, с которыми столкнулся, и понял, что они для
меня даже полезны: я сам тренируюсь, учусь быть предпринимателем. Я
понял, что моя истинная цель – обучение. И мне стало значительно легче.
Если решение бросить свое дело все же принято, то прежде чем
обрубить все концы, имеет смысл отправиться в отпуск, а в последний
день каникул вновь подумать о том, нравится ли вам это решение.
Главное, в течение отпуска не терзать себя мыслями о бизнесе, а
отложить окончательное решение на последний день.
Новые впечатления
Если
воображаемая ситуация, что ваша фирма закрылась, не приносит
удовлетворения, то стоит задуматься, как бороться с негативными
эмоциями, которые сопровождают вашу ежедневную деятельность. Михаил
Степанов предлагает бизнесменам поменять поле деятельности в рамках
своей же компании:
– К примеру, владелец фирмы очень много сил
тратит на борьбу с воровством, – рассказывает Степанов. – Он сам
заказывает камеры слежения, контролирует их установку в офисе фирмы,
проводит беседы с сотрудниками. Но ликвидировать воровство все равно не
удается. Это вызывает у него негативные эмоции и, как следствие,
апатию. Значит, владельцу нужно переключаться на совершенно иной
участок работы – возглавить исследование новых рынков, больше внимания
уделять работе с ключевыми клиентами. А для решения задач, связанных с
безопасностью, нанять специалистов. Это поможет увидеть новые грани
своего бизнеса.
Хороший способ освежить чувства, которые
приносит поднадоевшее дело, – получить дополнительное профильное
образование. Олег Кольцов, совладелец фирмы по производству
высокоточного измерительного оборудования, несколько лет назад защитил
диссертацию по лазерам и стал кандидатом технических наук. А спустя еще
пару лет, не оставляя прежней работы, вновь пошел учиться – на этот раз
изучать бизнес-психологию и управление персоналом. А Глеб Якушкин
сейчас работает над научным трудом по макроэкономике:
– Моя
фирма приносит мне достаточно денег, чтобы прокормить семью, бизнес
налажен и требует моего минимального участия. Поэтому я с огромным
удовольствием могу почти целый рабочий день трудиться над своей книгой
дома за компьютером. Мне это очень нравится.
Шаг в сторону
Несмотря
на то, что термин «синдром сгорания» появился пару десятков лет назад,
предприниматели и двести, и сто лет назад уходили из налаженного дела в
новые проекты, позволяющие снова испытать азарт и душевный подъем.
Скажем, известный русский кондитер Алексей Абрикосов в конце XIX века
передал конфетное производство сыновьям, а сам купил почти разорившуюся
фирму по продаже чая и кофе. Торговля колониальными товарами пошла
успешно и впоследствии стала частью общего семейного бизнеса.
А
вот пример из наших дней: совладельцы московской консалтинговой фирмы
решили выпускать профильный журнал. И хотя проект оказался убыточным,
абсолютно новые хлопоты – с авторами и типографией – заставили
предпринимателей, как прежде, фонтанировать идеями, устраивать мозговые
штурмы.
Иногда, особенно после 40 лет, бизнесмены меняют
налаженный, высокодоходный бизнес на дело, в основе которого лежит
какое-то хобби: ландшафтный дизайн, дайвинг или экзотическая кухня. Это
больше характерно для западных предпринимателей, но и в России можно
встретить человека, который параллельно с основным бизнесом открывает
букмекерскую контору, создает образцовую сельскохозяйственную ферму.
Иногда
внести свежую струю в свой бизнес можно, изменив его географию. Москвич
Артем Веселов был генеральным директором одной из небольших
инвестиционных компаний. Однако в последние годы операции с ценными
бумагами не приносили доходов и морального удовлетворения. Тогда Артем
решился на нестандартный шаг: уехал из Москвы в другой город, где
открыл точно такую же фирму. И сейчас Артем очень гордится тем, что это
– единственная компания в регионе, которая оказывает подобные услуги.