Стартапы дают возможность каждому человеку оказаться в ситуации, в
которой их работа может быть измерена и к ней может быть приложен
рычаг. Это возможно потому, что, во-первых, они маленькие, и,
во-вторых, они занимаются разработкой новых технологий.
Что такое технология? Технология — это метод, способ, с помощью
которого мы делаем разные вещи. И если вы изобретете новый способ
делать что-нибудь, его стоимость будет умножена всеми людьми, которые
будут им пользоваться. В этом и состоит разница между стартапом и,
например, рестораном или парикмахерской. Вы жарите яичницу или стрижете
волосы только одному человеку одновременно. Если же вы решаете
техническую проблему, которая касается многих людей, вы помогаете им
всем. Это и есть рычаг.
Если вы посмотрите на историю, то окажется, что большинство людей,
которые стали богатыми, создавая ценности, сделали это, разработав
новую технологию. Никто не разбогател с помощью того, что стал быстрее
жарить яйца или стричь волосы. Флорентинцы стали богатой нацией после
того, как в тринадцатом веке разработали способ делать
высокотехнологичный продукт того времени — красивую тканую одежду.
Голландцы — после того, как в шестнадцатом веке изобрели новый способ
делать корабли и навигационные приборы, что позволило им доминировать
на Дальнем Востоке.
К счастью, существует естественная связь между величиной стартапа и
способностью решать сложные проблемы. Для того чтобы быть на пике
технологий, нужно двигаться очень быстро. То, что сегодня считается
высокими технологиями, через несколько лет не будет стоить и цента.
Маленьким компаниям гораздо легче удержаться на этом острие, так как на
них не давит груз бюрократии. Кроме того, новые технологии обычно
появляются из нетрадиционных подходов, и маленькие компании меньше
ограничены правилами.
Большие корпорации тоже способны изобретать новые технологии. Они
просто не могут делать это быстро. Размер делает их медленными и не
позволяет достойно вознаграждать сотрудников за те выдающиеся усилия,
которые необходимы в таких разработках. Таким образом, на практике
оказывается, что большие компании обычно берутся за разработку в тех
областях, в которых нужен большой капитал, таких как производство
микропроцессоров, электростанций или аэробусов. И даже здесь они сильно
зависят от стартапов, занимающихся производством компонентов и идей.
Очевидно, что стартапы, занимающиеся разработкой биотехнологий или
программного обеспечения, решают сложные технические задачи. Однако, я
думаю, что иногда это может быть верно и для тех бизнесов, которые с
первого взгляда не занимаются технологиями вообще. Например,
McDonald’s, который разбогател, разработав систему и торговую марку,
которые затем были скопированы по всему миру. Рестораны McDonald’s
контролируются настолько строгими правилами, что к ним можно относиться
почти как к компьютерной программе.
Выбирайте сложные проблемы не только в качестве основных целей
компании, но и в ключевых моментах вашей работы. У нас в Viaweb одним
из правил правой руки было бежать вверх по лестнице.
Предположим, что вы маленький, приземистый парень и за вами гонится
огромный, жирный толстяк. Вы открываете дверь и обнаруживаете за ней
лестницу. Куда вы побежите, вверх или вниз? Я вам советую бежать вверх.
Вниз толстяк, скорее всего, будет бежать с той же скоростью, что и вы.
Если он будет бежать вверх, то его размер сразу станет для него
недостатком. Вам бежать наверх трудно, но ему вдвойне труднее.
На практике это означало, что мы специально искали себе сложные
задачи. Если нам приходилось выбирать между реализацией двух
возможностей в нашей программе, и их стоимость была одинакова в
отношении качества к сложности, мы выбирали более сложную. Не только
потому, что она была лучше, но гораздо больше потому, что она была сложной.
Тем самым, мы заставляли наших больших и неповоротливых конкурентов
догонять нас по зыбкой почве. Я помню, что иногда мы были просто
истощены борьбой с какой-нибудь сложной технической проблемой, но я
получал от этого удовольствие, потому что, если это было сложно для
нас, это будет невозможно для конкурентов.
На самом деле, это единственный способ работы стартапа. Инвесторы знают это и у них даже есть специальное выражение: барьеры для входа.
Если вы придете к венчурному капиталисту и попросите его инвестировать
в вашу идею, то первое о чем он вас спросит, это насколько сложно будет
кому-нибудь другому разработать то же самое?
И вам лучше подготовить что-нибудь поубедительнее, почему ваша
технология не сможет быть скопирована конкурентами? Иначе, как только
какая-нибудь большая компания поймет, что ваш продукт начинает ей
угрожать, она сделает свой такой же, и их бренд, капитал и
дистрибьюторская сеть помогут им выбросить вас из бизнеса.
Один из способов расставить барьеры — это патенты. Но, к сожалению,
они не очень помогают. Как правило, конкуренты находят способы обойти
ограничения, накладываемые патентами. А если не могут обойти, то они
могут просто забить на них и заставить вас судиться с ними. Большая
компания не боится судебных процессов, для них это обыкновенное дело.
Они позаботятся о том, чтобы процесс был долгим и дорогостоящим.
Когда-нибудь слышали о Фило Фарнсворте? Он изобрел телевидение. А не
слышали вы о нем потому, что его компания не смогла сделать на этом
деньги. Зато смогла другая — RCA, а все, что получил Фарнсворт — это десять лет судебной тяжбы.
Лучшая защита — это нападение. Если вы сможете разработать
технологию, которую будет сложно повторить вашим конкурентам, вам не
нужны будут другие барьеры. Начните решать сложную задачу, и затем, в
каждый момент, когда нужно будет принимать решение, выбирайте более
сложное.
Источник: http://the-notebook.org/
|