|
Отступать
некуда: позади короткая маржа. Во многих сферах бизнеса конкуренция
заставляет снижать издержки, проходящие по графе «откат». Борьба
руководителя с откатчиками на собственной фирме должна иметь
комплексный характер.
Увы, в отраслях, где
«откаты» стали обычной практикой продвижения продукта, только крупная
фирма с именем и хорошей долей рынка может позволить себе торговать
безоткатно — с ней все равно будут работать. Для остальных же действует
принцип: «Не откатишь — не продашь».
«Если отрасль
коррумпирована, маленьким и средним фирмам остается жить либо по ее
правилам, либо в нищете», — констатирует Валерий Гончарук,
бизнес-консультант и автор книг по менеджменту. Но для давателей
«отката», как мы уже выяснили, последствия такой бизнес-практики не
столь разрушительны, сколь для компаний, чьи сотрудники эти «откаты»
получают. Именно здесь владелец должен создавать систему
«противооткатной» обороны с целью если уж не извести этот порок вообще
(что часто невозможно по объективным причинам), то хотя бы держать
служащих в определенных рамках. «Если владелец бизнеса не отыгрывает
«откаты» в свою пользу, то, скорее всего, подсуетится кто-нибудь из
подчиненных.
На коррумпированном рынке у служащих складывается
отношение к «откатам», как к ничьим деньгам, на которые велик соблазн
наложить руку», — говорит Андрей Петраков из консалтинговой компании
«Ресткон». В некоторых случаях получается использовать ситуацию на
благо бизнеса. Хочешь продвинуть свое пиво в ресторане — выдели
заведению маркетинговый бюджет. Хочешь поставить свою продуктовую
линейку на полки магазина — оплати «билет за вход». Не закупщику в
карман, а самой компании — на счет. Силовой приемОтветственный
сотрудник одной крупной корпорации, ролики которой крутятся чуть ли не
в каждом рекламном блоке на ТВ, как-то признался в приватной беседе:
«Мы знаем, что наша служба безопасности нас «слушает» и анализирует
наши действия». Эффективен ли такой «колпак»? В определенной степени,
да. Хотя доґрог и не гарантирует от хитроумия исполнителей. В
одной торговой компании, привычно откатывающей «бонусы» партнерам,
взяли за правило отправлять своих менеджеров на негласные переговоры с
закупщиками с диктофоном в кармане — для отчета перед руководством. Это
чтобы менеджер ненароком не «попилил» со своим визави «откат». И все
равно «пилят»! «Готовы предложить столько-то!» — говорит менеджер, а
сам пишет на листочке: «Проси больше!» «Надо бы добавить!» —
подыгрывает закупщик вслух, а сам строчит: «А как делиться будем?»
Увлекательные, должно быть, «радиоспектакли» получаются, заслушаешься! Для
компаний, которые практикуют проверки устраивающихся на работу
кандидатов на детекторе лжи, «откаты» — вопрос номер один. «К
сожалению, детектор не может выявить у человека склонность к получению
«откатов» как таковую. Но он помогает, когда такое намерение у
кандидата уже сформировалось, например, если для него это важный мотив
при устройстве на работу», — говорит Александр Сошников, директор
«Поликониус-Центр». По мнению многих экспертов, полагаться только
на силовые методы противодействия «откатам» не стоит. «Ну, допустим,
служба безопасности прослушивает телефоны и «просматривает» кабинеты
сотрудников. Ведь нужно же полученную информацию как-то анализировать,
чтобы установить случаи злоупотребления положением. И если такое службе
безопасности по силам, то, может быть, вообще стоит разогнать всех
сотрудников — пусть служба безопасности сама всем управляет», —
утрирует ситуацию Валерий Гончарук. Словом, силовые приемы против откатчиков — это, скорее, один из элементов, притом неглавных, в противооткатной борьбе. Формализация процессовМногие
неблаговидные вещи творятся служащими на фирме только потому, что те
имеют возможность в случае разоблачения заявить, что «не знали», «не
предполагали» или «опростоволосились». Прослыть идиотом — все приятнее,
чем мздоимцем; уволят, так хоть без черной метки в трудовой книжке. Для
откатоопасных должностей консультанты рекомендуют пошагово прописать на
бумаге все стандартные процедуры. Снабженец должен произвести анализ
цен определенного количества поставщиков, отобранных по определенной
методике, установить среднерыночную цену и только потом выбрать, у кого
именно закупать товар. Причем для крупных закупок ему еще необходимо
написать «обоснование». Например, такое: «Закупка будет произведена по
ценам, которые на 3% выше среднерыночных, поскольку поставщик
предоставляет такие-то и такие-то выгодные для компании условия или
дополнительный сервис». Если такая процедура «прошита» в
документообороте компании, то каждая серьезная сделка имеет свой
внутренний «паспорт», который можно проверить, в случае появления
подозрений в нечистоплотности сотрудника. На Западе почти в
каждой отрасли бизнеса существуют свои морально-этические кодексы
поведения служащих, разработанные отраслевыми общественными
организациями. В США есть кодекс закупщика, кодекс рекламного агента,
кодекс вендора и т. д. Читать их приятно и душеспасительно: «Нельзя
дарить и принимать подарки, которые могут создать у получателя
обязательства перед другими лицами или конфликт интересов с собственным
работодателем… Нельзя принимать руководящие решения, если имеется
личная заинтересованность, не связанная с интересами фирмы… Нельзя
принимать подарки стоимостью выше 25 долларов от одной и той же фирмы в
год» и множество других «нельзя». Компаниям не приходится изобретать
собственный «велосипед»; они берут подобный за основу своего
корпоративного кодекса. Как у нас обстоят дела с кодексами для
«белых воротничков»? В большинстве отраслей о них только-только
начинают задумываться. Кое-где они уже есть. «На фондовом рынке, где
много игроков и пересекающихся интересов, этические нормы создаются
членами саморегулирующейся организации, куда входят все участники
рынка, — говорит Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации
менеджеров. — Причем членство в этой саморегулирующейся организации и,
следовательно, соблюдение этических норм являются обязательными
условиями для получения лицензии». За исключением редких отраслей
бизнеса, российским компаниям приходится заниматься составлением
собственных морально-этических сводов. По мнению экспертов,
отечественные фирмы пока недостаточно используют такую возможность,
оговоренную в законодательстве, как создание локальных актов. А ведь в
них-то как раз и можно было бы прописать различные противооткатные
«нельзя». МониторингФормализация процессов без контроля
— пустой перевод бумаги. В сколько-нибудь крупной компании владелец или
директор не в состоянии лично вникать во все нюансы произведенных его
фирмой закупок. Но вот поручить отделу маркетинга провести раз в
квартал анализ цен от поставщиков, а затем с полученным цифрами
«проинспектировать» сделки, заключенные собственным снабженцем — это
вполне возможно. Откатные потери часто случаются именно из-за того, что
у первых лиц компании до этого не доходят руки. Сложнее оценить
качество «товара», который закупил или собираешься закупить. Особенно в
областях, где такие оценки могут носить субъективный характер. IT-отдел
настаивает на внедрении новой технологии. Менеджер по рекламе
предлагает попробовать новый и эффективный, на его взгляд, рекламный
носитель. Не потому ли они так стараются, что сели на «откат»? И
никакой мониторинг не даст на этот вопрос ответа. Даже если привлечешь
для независимой оценки консультантов со стороны, получишь в результате
лишь ворох других субъективных мнений и не более. Распыление полномочийСуществуют
компании, которые в стремлении осложнить откатчикам жизнь
рассредоточивают центр принятия решений: снабженец договаривается о
закупке и цене, отдел маркетинга — об условиях поставки, договор
согласуют начальники нескольких отделов, а подпись под документом
ставит в итоге замдиректора. Как правило, такая бюрократизация серьезно
притормаживает бизнес-процессы в компании, но не обязательно страхует
от «отката». Потому что получение «отката» может превратиться в дело
коллективное. Есть отрасли, где заработанный «откат» «честно»
распределяют по нескольким участникам сговора, а то и по нескольким
отделам. ТендерСлово «тендер» стало в последнее время
необычайно модным. Устраивать состязание между поставщиками
действительно бывает полезно, если речь идет о большом заказе, либо о
регулярных поставках чего бы то ни было. Собрать поставщиков в одном
месте и заставить их наперебой ужиматься по цене — такая практика стала
достаточно распространенной. Многие званы, но не многие избраны.
Казалось бы, панацея, но… Во-первых, все-таки не всегда применима на
практике. Во-вторых, есть немало областей бизнеса, где по давно
сложившейся традиции все участники тендера по умолчанию включают в
стоимость работ или товара «откатные». Потому что своеобразный этикет
предполагает, что победителю все равно придется откатывать «бонус»
кому-то из ответственных лиц в компании-заказчике. Иначе в следующий
раз не попадешь в число «званых».
Мотивация — демотивация—
Если квалифицированный менеджер получает 3 000 руб. в месяц и ходит на
работу, то он либо идиот, либо как-то «химичит». Нормальный человек в
такой ситуации сам найдет, как себя домотивировать. Это только кажется,
что мы своих сотрудников дешево «покупаем». Потому что мы не видим,
сколько они у нас воруют. У человека всегда должна быть возможность
управлять своим заработком, — говорит Владлен Лунин, глава
консалтинговой компании Martex.
Собственно, не нужно быть
обладателем эффектного диплома МВА, чтобы идентифицировать проблему:
служащий компании берет «откаты» потому, что не держится за свое место,
не доволен уровнем оплаты труда и не имеет легального способа исправить
такое положение. А нужно, чтобы держался, был доволен и имел. Небольшие
компании еще могут существовать как коллектив единомышленников,
работающих на общее благополучие. В более же крупных подчас только
директор, отвечающий перед владельцем за результат, озабочен
издержками, остальные же фатально предрасположены увеличивать их до
бесконечности, в том числе и с помощью «откатов». Многие
руководители считают, что проблема мотивации не имеет практического
решения в отношении снабженцев — «воровское племя» и все тут. Мол, их
даже премировать бессмысленно, потому что они на «откатах» гораздо
больше имеют. В этом смысле интересен опыт Лунина, который внедряет на
предприятиях систему Business Unit Management (управление с помощью
бизнес-единиц). По этой системе каждое подразделение компании
рассматривается в качестве отдельной единицы, которая поставляет товары
или услуги на внутрикорпоративный «рынок».
Некоторые единицы
относятся к «профит-центрам», потому что именно они непосредственно
зарабатывают для предприятия деньги. Некоторые — к «затратным центрам»,
потому что они денег не зарабатывают, а лишь оказывают услуги, без
которых не обойтись. К таким и относятся наши пресловутые закупщики.
Для каждой бизнес-единицы создается система оценки эффективности и
«котировка» стоимости ее услуг при внутренних расчетах с другими
подразделениями. Эффективный отдел снабжения, сэкономив средства на
закупках, имеет законное право часть их использовать на вознаграждение
своих сотрудников. При этом отдел должен печься и о качестве своих
услуг, чтобы другие подразделения компании продолжали пользоваться ими. По
словам Лунина, внедрение такой системы в ряде случаев приводило к
неожиданному результату: собственный отдел закупок компании… попросту
упразднялся. Он был не в силах достичь должной эффективности и по всем
статьям проигрывал «внешнему» конкуренту — специализированному
агентству по закупкам. Каковых на рынке, кстати, становится все больше.
Конечно, это общая схема, и настраивать ее нужно под каждого
конкретного заказчика. Собственно говоря, демотивация «отката» — самый
сложно выстраиваемый элемент в системе противооткатной обороны. Жизнь по правилам «отката»Как
торговать на рынке, если все покупается только с «откатом»? Если в
фирме, которая могла бы стать твоим выгодным клиентом, менеджер по
закупкам «сидит» на «откате» у конкурента? Механизм уже отработан и
требует только творческой интерпретации применительно к каждому
конкретному клиенту: нужно искать способы обратиться через голову
коррумпированного закупщика с «разъяснениями» и выгодным ценовым
предложением непосредственно к его начальству. Сотрудник
компании, торгующей канцелярией, делился опытом борьбы с откатчиками:
«Сидит в фирме менеджер на «вкусном» заказе, получает свой «откат» от
другого поставщика. Что делать? Да сковырнуть его и все! На моей памяти
мы так в разное время посодействовали увольнению чуть ли ни десятка
мздоимцев». Самое главное, что порочной практики это все равно не
истребляет. Потому что у этой цитаты есть продолжение: «…Перехватив
заказ, сам начинаешь постепенно прикармливать нового менеджера
«откатами», цены потихоньку гонишь вверх». В этом виде
конкурентной борьбы менеджеры становятся разменными пешками. Что само
по себе, с точки зрения бизнеса, может быть, и неплохо: управленцы
приучаются к осторожности, умеряют аппетиты. Бывают и издержки
такой методы. Один менеджер полиграфического комбината, смеясь,
рассказал о совсем экзотическом случае. «Окучивал» он по всем правилам
крупный алкогольный завод на предмет получения заказа на печать
этикеток. Факсы с предложениями слал, звонил руководству. «И вдруг ко
мне в отдел вламываются ребята в кожаных куртках с короткими стрижками.
«Быки», как в прежние, недоброй памяти времена. Говорят: «Слышь,
братан, отвянь со своими этикетками по-хорошему, не лезь, куда тебя не
просят!» Слово за слово — разговорились. Оказалось, завод заказывает
себе где-то этикетки по цене раз в десять выше среднерыночных! Кто-то
из менеджеров на заводе от этого баснословный «откат» имеет. А «быки»
этому процессу способствуют за прибыток». Такая вот спайка «белых
воротничков» и ребят в кожанках. Остается только посочувствовать
предприятию, попавшему в такой переплет. Случай в высшей степени
символичный. Потому что показывает, что «откат» — это всегда, как ни
крути, все-таки криминал. И оттого что криминал этот
«беловоротничковый», владельцу бизнеса нисколько не легче.
Автор: Иван Логачев
Источник: http://businessman.in.ua/
|