Если бы проблема была только в том, как работать лучше обыкновенного
служащего и получать за это больше, было бы очевидно, что нужно
начинать стартап. До какого-то момента это было бы даже забавно. Я не
думаю, что многим людям нравится медленная поступь больших компаний, а
также все эти нескончаемые митинги и тупые менеджеры.
К сожалению, существует несколько неприятных моментов. Один их них
состоит в том, что вы не можете, например, решить, что будете работать
в два или три раза больше, получать за это больше денег и жить
припеваючи. Когда вы запустите стартап, ваши конкуренты оценят,
насколько сильно вы работаете, и решат работать так же как вы или еще
сильнее.
Еще одна сложность в том, что ваша прибыль пропорциональна вашем
усилиям только в среднем. Как я уже говорил, существует много случайных
факторов, влияющих на ее величину. И на практике получается, что
коэффициент умножения будет где-нибудь между нулем и тысячей.
Большинство стартапов оказываются провальными, и не только пресловутые
порталы собачьего питания, о которых мы все слышали, когда лопнул
Интернет-пузырь. Это обыкновенная история, когда стартап разрабатывает
новую супертехнологию, немного задерживается с ее выпуском, расходует
все свои деньги и выходит из бизнеса.
Стартапы — как комары. Медведь может их раздавить, а краб защищен от
них панцирем, но преимущество комаров как вида, в том, что их много.
Хотя, конечно, для отдельного комара это маленькое утешение.
Стартапам, как и комарам приходится действовать по принципу все или
ничего. Viaweb тоже приходилось иногда действовать напролом. Наша
траектория напоминала синусоиду, но к счастью, нас купили на вершине
цикла. Пока мы договаривались с Yahoo в Калифорнии о продаже им нашей
компании, нам пришлось одолжить комнату для переговоров, чтобы убедить
инвесторов не прекращать финансирование.
Конечно, никому не нравится этот аспект в стартапах. Разработчики в
Viaweb были людьми, которые избегали риска во что бы то ни стало. Если
бы существовал способ просто работать очень много и гарантированно
получать за это деньги, было бы очень здорово. Мы предпочли бы 100%
вероятность заработать миллион долларов, чем 20% вероятность заработать
десять миллионов, несмотря на то, что теоретически второй вариант вдвое
прибыльнее. К сожалению, в современном мире нет такого бизнеса, в
котором вы могли бы получить первый вариант.
Можно получить почти гарантированную прибыль, продав стартап на
ранней стадии, тем самым, отказавшись от большой (но рискованной)
прибыли в пользу маленькой (но верной). У нас был такой шанс, но мы
совершенно тупо, как мы тогда думали, упустили его. Сразу после этого
мы до смешного страстно захотели продаться. В течение года или двух,
если бы кто-нибудь проявил хоть небольшой интерес к Viaweb, мы бы
попытались продать им компанию. Но так как никто не заинтересовался,
нам пришлось работать дальше.
Мы тогда были бы очень удачной покупкой. Но компании, достаточно
большие для того, чтобы кого-нибудь купить, также достаточно велики,
чтобы быть довольно консервативными. А люди, которые принимают решения
о таких приобретениях, еще более консервативны, потому что, как
правило, они приходят в компанию из бизнес-школ уже на поздних стадиях.
Они предпочитают переплачивать за более безопасные варианты. Таким
образом, проще продать стартап, когда его будущее уже определилось,
даже за огромную сумму.
Источник: http://the-notebook.org/
|