Структура
бизнеса играет такую же роль, как и скелет в организме человека. Именно
на этой основе нужно планировать развитие компании, ее рост. Так
считает управляющий партнер компании «Консультационные Услуги -
Бизнесу» Александр Буреев. Он станет одним из ведущих очередного
семинара из серии «Эффективные технологии для эффективного бизнеса»,
организованного НБД-Банком в рамках проекта «Лидер года. Малый и
средний бизнес». Семинар посвящен формированию эффективной
организационной структуры предприятия.
Рассказывает Александр Буреев:
--
Организационная структура – это платформа, скелет любого бизнеса. Очень
часто бывает, что руководитель дает какие-либо команды, но они не
выполняются именно из-за того, что бизнес не имеет четкой структуры,
непонятно, кто за что отвечает, и кто кого контролирует. Безусловно,
предприниматели в 90% случаев сталкиваются с нетипичными проблемами,
для которых невозможно найти типовые решения. Поэтому в рамках
однодневного семинара, конечно, всех проблем не решить, но задуматься
об их существовании, попытаться найти потенциальные пути исправления
ситуации – можно.
-- С какими организационными проблемами обычно сталкиваются предприниматели?
--
Основная проблема – это несоответствие уровня организационного развития
и стратегии. Либо структура отстала от рыночных позиций предприятия,
либо наоборот. Предприниматель знает, чего хочет, но не понимает, как
этого достичь.
Вторая большая проблема — приказ отдается, но не
исполняется. Или исполняется, но не вовремя. На многих предприятиях
можно наблюдать информационную и управленческую непроходимость. В
первом случае указание просто не доходит до тех, кто его должен
выполнять, во втором – пересекаются зоны ответственности работников и
не понятно, кто же это должен исполнять.
Система контроля за
исполнением решений – это вообще глобальная проблема отечественного
бизнеса. Более того, хромает аналитика. Предприниматель не знает, что
получилось в результате исполнения предыдущих приказов, и были ли они
исполнены вообще.
-- А можно ли отработать единую технологию избавления от подобных проблем?
--
Я не сторонник типовых моделей. Нельзя говорить, что всем компаниям
такого-то типа с таким-то количеством персонала подходит определенная
структура. Нет одинаковых бизнесов, как нет и одинаковых людей. Каждая
компания должна иметь свою индивидуальную структуру управления. На
семинаре будут обсуждаться некие возможные модели, но их нельзя брать и
сразу копировать – это лишь повод для анализа.
В нашей работе мы
сталкивались с такими ситуациями, что бизнесмен, наслушавшись про новые
теории управления, начинал кардинально менять свой бизнес, хотя делать
этого было не нужно. Изменение структуры организации – это длительный и
непростой процесс. Нельзя скакать через 2 ступени. Если наворотить все
разом, то предприятие может и не выдержать. Если персонал ценен (а
современный бизнес без ценности персонала – это абсурд), очень важно,
чтобы нововведения не вызывали отторжение у сотрудников.
--
Очевидно, что любая бизнес-структура строится в первую очередь на
людях. Какие проблемы с персоналом могут возникнуть при структурных
изменениях?
-- Действительно, предпринимателям часто
кажется, что достаточно нарисовать на бумаге квадратики и система будет
работать. Нет, не будет. За каждым квадратиком стоит человек, который
должен знать, что происходит и зачем. Все это должно быть формализовано
с помощью должностных инструкций и положений.
Второй этап –
нужно людей не только проинформировать, но и убедить в необходимости
изменений. Если приказ просто спущен сверху, то человек делает все “на
автомате”. Он делает одно и тоже, а цель не видит. Оптимально, если
люди в разумных пределах сами будут участвовать в формировании
структуры предприятия. Человек должен осознавать, ради чего он
работает, и получать от этого удовольствие. Сказанное особенно важно
для тех, кто контактирует с внешней средой. Все эти моменты должны быть
обозначены в оргструктуре, чтобы персонал, общающийся с клиентами,
понимал, что он находится на передовой, он приносит деньги в бизнес.
Если
думать, что достаточно нарисовать схему управления бизнесом и все будет
именно так – это весьма наивно. Также неправильно думать, что
консультанты разработают стратегию – мы можем лишь помочь изложить и
формализовать стратегию.
--
Как предприниматель может понять, что со структурой его бизнеса что-то
не то. Очевидно, к сложившейся схеме отношений привыкаешь?
--
Необходимо сверять структуру бизнеса со стратегией развития. Задавать
себе вопросы. Насколько данная структура способна обеспечить выполнение
стратегии? Насколько она соответствует позиции предприятия на рынке?
Правильно ли расставлены люди? Какие подразделения и конкретные люди
неэффективны? Кому-то, быть может, имеет смысл дать больше свободы,
кого-то ограничить.
Оргструктура тесно связана со всеми
элементами бизнеса, поэтому структурные проблемы будут неприятным
образом вылезать в разных сферах. Опять же, оргструктура – это не
догма. Она должна динамично изменяться вместе с бизнесом.
--
На мой взгляд, очень часто можно наблюдать несовпадение реальной и
формальной иерархии в нижегородских компаниях. Жена директора,
формально являясь менеджером среднего звена, вполне может влиять на
управление всего бизнеса. И «на поклон» все идут, соответственно, к ней…
--
Это большая проблема для многих руководителей небольших компаний.
Семейственность, как правило, не укладывается в понятие эффективной
структуры. Был, например, у нас клиент -- бизнес-вумен, которая хотела
отказаться от семейственности в бизнесе, так как понимала, что это
мешает развитию. Сделать этого ей так и не удалось, правда, надо
сказать, что бизнес все равно значительно вырос.
Любую проблему
можно превратить в собственную возможность. Перевернуть ее, переставить
людей, изменить свое отношение. Не хочет, например, человек
отказываться от семейственности - тогда нужно организовать структуру
так, чтобы родственники в нее органично вписались.
--
Вы все время говорите, что любые изменения оргструктуры очень
индивидуальны. Какую в таком случае пользу могут получить
предприниматели от семинара «Формирование эффективной организационной
структуры предприятия»?
-- Конечно, на семинаре мы
расскажем о типовых моделях оргструктуры, примерах из нашего опыта, но
в «КУБе» работают сторонники интерактивной работы, поэтому мы попробуем
общаться с участниками об их конкретном бизнесе. Чтобы принять решение
об изменениях, нужны знания, нужно уметь задавать вопросы. А научиться
этому в рамках семинара вполне возможно!
Новые технологии для нижегородского бизнеса
Денис Лабуза, заместитель министра экономики и развития предпринимательства Нижегородской области:
--
Бизнес похож на езду на эскалаторе, который едет вниз. Если кто-то
считает, что он чего-то достиг и остановился на месте, то это значит,
что его отбросило назад. Как только ты остановился, ты начал дорогу
вниз. Технологии бизнеса развиваются и модернизируется каждый день.
Мне
кажется, что проект «Лидер года. Малый и средний бизнес» интересен в
первую очередь тем, что он дает предпринимателям новые технологии.
Фактически с помощью частных инвестиций осуществляется программа
развития предпринимательства Нижегородской области, поэтому проект и
проходит под эгидой правительства Нижегородской области.
Особенно
приятно, что ведет проект именно нижегородский банк. Мы все понимаем,
что московские банки гораздо в меньшей степени учитывают местную
специфику, ментальность местного бизнеса. Поэтому я очень рад, что
НБД-Банк великолепно начал этот проект в прошлом году и продолжает его
в этом. Надеюсь, что со временем в «Лидере года» в большей степени
будут задействованы предприниматели не только Нижнего Новгорода, но и
области.