Сущность войны – впрочем, как и жизни вообще, – сводится
к стремлению узнать то, чего ты еще не знаешь, посредством своих
действий. Артур Уэллсли, герцог Веллингтон В
переводе с греческого слово «стратегия» обозначает «полководческое
искусство», и в сегодняшнем бизнесе оказывается актуальным опыт
величайших военных стратегов прошлого. Например, принципы
древнекитайского полководца Сунь Цзы – сконцентрируйся, застань
врасплох, заранее выбери поле битвы, обеспечь связь, сопоставь цели
с ресурсами, будь изобретательным. В соответствии с железными правилами «бизнес-войны»,
которые мало в чем отличаются от правил войны настоящей, в ближайшем
будущем информационной эпохи останется только два вида компаний:
быстрые и мертвые. Никакой иной альтернативы этому нет. И если
руководитель готов принести себя и свою компанию в жертву, тогда
ему действительно не нужна стратегия и он может считать ее выдумкой
«заморских чудаков». Уверенность такого руководителя спокойно
просуществует до того момента, как «заморские чудаки», опираясь
на собственные стратегии развития, не «задавят» его компанию. В случае
же, если руководитель собирается работать долго и успешно,
без основных полководческих знаний и навыков ему не обойтись. Существует
множество определений стратегии, которые в целом можно отнести к двум
большим группам: традиционные и современные. Традиционные определения
учебников бизнес-школ представляют стратегию
как разработку базовых долгосрочных задач и целей, соотнесение их с
ресурсами, которыми уже располагает или которые может привлечь
компания и составление соответствующих планов. «Гуру» бизнеса подходят
к стратегии как к непрерывному потоку действий менеджеров, направленных
на достижение поставленных перед ними целей. В любом случае современный
менеджмент не определяет стратегию только исключительно в терминах
конкурентного преимущества, а чаще рассматривает ее как набор путей
и решений для достижения компанией успеха в будущем. Будущее
формируется миллиардом независимых событий, воздействующих
на множество людей, чьи возможные варианты ответных действий невозможно
просчитать и оценить. Так как при разработке стратегии любой компании
личные ценности и оценки ключевых фигур, участвующих в принятии
решений, играют жизненно важную роль в определении и достижении целей,
то руководители становятся «следопытами» или «разведчиками», ведущими
свои компании в сумерки непредсказуемого будущего, опираясь
на собственный опыт, знания и интуицию. При этом им приходится
находить оптимальный баланс между «жесткими» методами выработки
управленческих решений, такими как количественные методы,
прогнозирование, эконометрия и операционные исследования, и «мягкими» –
знанием бизнеса, социологии и психологии. Анализ успешных
стратегий руководителей компаний – мировых лидеров, представляет
доказательства того, что все они в своем процессе «нащупывания»
будущего и выстраивания стратегий и тактик собственных действий были
внимательны, гибки и действовали в соответствии со словами Сунь Цзы:
«Война подобна воде. Как и вода, она не имеет постоянной формы. Тот,
кто выверяет свою тактику по положению врага и таким образом достигает
победы, может считаться достигнувшим божественности». Сегодня
выигрывает тот, кто успевает моментально оценить множество изменяющихся
обстоятельств и предложить свой вариант их использования для получения
преимуществ перед конкурентами. В военном арсенале современного
стратега должны присутствовать различные виды легкого и тяжелого
вооружения: статистические методы и методы оценки рисков; системы
внутреннего контроля и процедуры управления знаниями и компетенциями
сотрудников; система «точно в срок» (just-in-time) и система кайзен (kaizen); управление цепью поставок, управление бизнес-процессами
и управление изменениями; шесть сигм и бережливое производство (lean
production); система менеджмента качества и система финансового
управления и контроля. Все это и многое другое должно быть гармонично
и эффективно встроено в единую корпоративную стратегию. Основной целью военных действий современных полководцев является увеличение стоимости компании. Финансовые, материальные и людские ресурсы, которые расходуют менеджеры-«стратеги»,
должны давать отдачу в виде «захваченной» у конкурента доли рынка,
возрастающей лояльности «освобожденного населения» – потребителей,
устойчивых денежных и материальных потоков «в тылу» компании
и приверженных «солдат»-сотрудников. Говорят, что Наполеон знал в лицо и по имени каждого из десяти тысяч своих гвардейцев. Может быть, именно из-за такого внимания к себе и была так беззаветно предана императору его блестящая гвардия. Процесс разработки и внедрения стратегии прост и сложен одновременно.
Сначала в компании проходит процедура самооценки: «Кто мы?» Ее целью
является определение миссии, ключевых ценностей и философии бизнеса,
видения стратегических перспектив и финансовых ожиданий собственников.
На этом этапе определяются ответы на вопросы: кто они – наши клиенты?
(А кто – не наши?) Какие факторы являются наиболее значимыми для того,
чтобы рассматривать их как «наших клиентов», включая требования
и установки миссии – видения – стратегии – ценностей компании? Какие
факторы, проявляемые в нашей линии бизнеса/рынке/экономике, могут
влиять на нашу целевую группу? Как найти необходимые/возможные
информационные ресурсы для поиска клиентов? Как организовать базу
данных и технологию работы с информацией по клиентам, планировать
контактные действия с потенциальными клиентами (как, когда, с какой
интенсивностью)? Как найти важную контактную информацию о потенциальном
клиенте? На втором этапе происходит ориентация «на местности»: «Где мы?»
Цель данного этапа – определить сильные и слабые стороны компании,
возможности и риски, которые присущи ее деятельности. Компания проводит
анализ выделенного сегмента и ищет ответы на вопросы: почему мы можем
быть интересны нашим клиентам? Какими возможностями мы располагаем?
В чем уникальность нашего предложения? Кто может быть нашим «спонсором»
внутри компании-клиента? Каковы сильные/слабые стороны
нашей компании? Какие навыки, знания, качества наших сотрудников
нам необходимы? Каковы потребности в ресурсах/в информации (что нужно,
что есть, чего не хватает?) Кто наши конкуренты? Как они работают?
В чем наше отличие от конкурентов? С какими основными рисками может
столкнуться компания? Получив ответы и на эти вопросы, руководители определяют и задают «направление основного удара».
Реализуется третий этап – «Куда и как мы движемся и действуем?»
Основная цель этого этапа – определить, что можно и необходимо улучшить
во внутренних аспектах деятельности компании. Теперь в центре внимания
оказываются вопросы, связанные с внутренними структурами, системами
и процессами организации. И, наконец, завершающий этап.
Цель которого – определить, что необходимо сделать для того, чтобы
процесс улучшений в компании проходил непрерывно. Основной вопрос
на этом этапе – «С кем?» Это этап формирования, создания «гвардии»,
которая готова за своего лидера «умереть, но не сдаться». И снова здесь
обсуждаются вопросы, прежде всего направленные самим к себе – каковы
наши ценности? Насколько мы справедливы и честны в своем отношении
к людям? Насколько мы эффективны как лидеры и руководители? Насколько
мы и наши сотрудники компетентны и мотивированны? Насколько мы готовы
развивать знания и навыки наших сотрудников? Насколько четко определены
наши цели и приоритеты? Ведем ли мы систематический контроль
за исполнением? Вознаграждаем ли достойных? Познаем ли сами себя? В заключение этой короткой заметки сошлемся на еще одну древнекитайскую мудрость – 27-ую из 36 стратагем. Само понятие «стратагема» (по китайски – «чжи-моу») означает «стратегический план», в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Итак, стратагема № 27 переводится так: «Притворяться глупцом, не теряя головы».
В качестве
примера этой стратагемы часто приводят действия уже упоминаемого нами
Наполеона в битве под Аустерлицем в 1805 году. Тогда Бонапарт, опасаясь
перехода войны в затяжное состояние, которое крайне было ему невыгодно,
создал перед российским императором Александром иллюзию боязни
решительного сражения. Наполеон притворился, что растерян, что ни
на что не способен и более всего опасается битвы. Попавшись на эту
уловку, Александр, вопреки мнению Кутузова, решил использовать
благоприятный момент и разбить французское войско. Но, поведя армию
в бой против французов, он потерпел сокрушительное поражение. Помня
об этом, и в современных условиях нельзя недооценивать потенциал своих бизнес-конкурентов, их гибкость и силу. Процесс
разработки стратегии – это один из немногих процессов, делегировать
который руководство компании не может никому. Это святая обязанность
и привилегия топ-менеджеров и собственников бизнеса. Бизнесу,
как одному из видов человеческой деятельности, чуть более ста лет.
История же человеческих войн длится с момента существования самого
человечества и насчитывает многие тысячелетия. Ни в коей мере
не призывая к милитаризму или вражде, мы предлагаем руководителям
прислушаться к голосам давно живших и умерших полководцев
и использовать их опыт осуществления великих побед. И тогда, возможно,
большинство российских компаний окажется в числе «быстрых», а не
«мертвых».
Автор: Ирина Деточка
Источник: real-business.ru
|