Еще каких-то 15 лет назад наши соотечественники и
представить себе не могли, что любимый фильм на первом канале будет
каждые 20 минут прерываться рекламными блоками, а любимый журнал –
пестреть разного рода призывными объявлениями. Тогда само понятие
рекламы как «двигателя торговли» было практически чуждо нашим средствам
массовой информации. Сегодня же мы воспринимаем ее как само собой
разумеющееся: кто-то спешит переключить телевизор на другую программу,
кто-то просматривает многообещающие ролики в ожидании продолжения
фильма, а кто-то внимательно изучает и анализирует увиденное…. Эти
“кто-то” – специалисты в области рекламы, рекламисты и рекламодатели, -
люди, приучившие нас к рекламе во всех ее “проявлениях”…
Несмотря
на сравнительно “юный” возраст российской рекламы, “легально”
появившейся после 70-ти летнего перерыва “на социализм”, теперь
большинство руководителей крупных фирм и корпораций прекрасно понимают,
что без грамотно сработанной рекламной кампании продвижение любых
товаров в условиях рынка практически невозможно. И потому их
производители вкладывают в рекламу огромные деньги, желая получить
ощутимые результаты – т.е. увеличение покупательского спроса на
предлагаемый товар или услугу…. Ведущие отечественные компании, не
отставая от зарубежных, наращивают рекламные бюджеты, которые
исчисляются сегодня десятками миллионов долларов. Однако вычислить
реальную эффективность от вложений в рекламу до последнего времени было
делом весьма проблематичным: если основным критерием этой эффективности
считался прирост покупателей, то у одних производителей он составил
более 100% в год, у других – менее 15%, причем обе компании вели
“массированную атаку” на потребителя через СМИ, считая, что пока товар
рекламируется, его покупают. Тем не менее, выяснилось, что не только
средства, вложенные в рекламную компанию и “длительность” последней
приносят успех: то, насколько правильно избран путь “выделения”
общественным сознанием того или иного продукта из массы себе подобных,
значит гораздо больше в плане эффективности рекламы.
Зарубежная
рекламная практика накопила солидный опыт в деле разработки и
формирования у населения образа фирменного товара – бренд-имиджа,
технология создания и внедрения которого получила название брендинга
(branding).
Термин “бренд” происходит от английского
слова “brand” – клеймо. Клейменный объект выделяется среди себе
подобных, приобретает индивидуальность и особое отношение окружающих.
Первое известное человечеству использование бренда практиковалось в
Древнем Египте, когда ремесленники ставили свое тавро на сделанные ими
кирпичи. Юридическое закрепление бренда принадлежит Англии, где в 1266
году законодательство требовало, чтобы булочники отличали своим знаком
каждую буханку хлеба…
Брендинг – это деятельность по созданию
долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном
воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламной
аргументации, материалов и мероприятий, объединенных определенной идеей
и характерным унифицированным оформлением, выделяющим товар среди
конкурентов и создающим его образ.
Внедренный в умы
потребителей, бренд-имидж позволяет добиться у них ощущения его особой
ценности, которую создают конкретные свойства товара и нечто,
формирующее его привлекательность. Это “нечто”, заключенное в рекламной
идее объединяет физические и эстетические, рациональные и эмоциональные
элементы, соответствует ожиданиям потребителей и так же, как товарный
знак, является интеллектуальной собственностью и защищается законом.
Бренд сегодня рассматривается как актив, а реклама – не только как инструмент управления продажами,
но и как инструмент управления брендом, который, в отличие от продаж,
влияет не только на текущий денежный поток, но и на будущий. Фактически
бренд используется и для того, чтобы внедрить его в сознание
потребителей так, чтобы он покупался даже в том случае, если реклама
прекратится. А это возможно с помощью продуманной и эффективной
рекламной кампании.
Соответственно, возникает вопрос, есть ли
в нашей стране объективные условия для создания бренда, способного
«работать» на перспективу и внедрения его в массовое сознание. В данном
случае, считает один из ведущих специалистов в области рекламы и
маркетинга И. Рожков, в России существует рад факторов, способствующих
формированию предпочтительного отношения к тому, что производится у
нас. Доказано, что эффективность рекламы западных товаров не так уж
высока, как кажется: зачастую она неадекватна культуре, традициям и
менталитету россиян. Грамотное же применение технологии брендинга
позволяет российским товарам стать заметными в ряду конкурентов
благодаря удачной рекламной идее, доказательности и соответствии
рекламной продукции потребительским ожиданиям наших соотечественников.
К тому же, специфические свойства российских товаров привычны для
населения: наши производители лучше чувствуют эти потребительские
ожидания и рыночный спрос. Имеет место также и фактор роста недоверия к
качеству дешевых (не фирменных) зарубежных товаров, особенно среди
пищевых продуктов, закупаемых недобросовестными продавцами за рубежом
по бросовым ценам.
Важен и фактор высокого недоверия к
рекламе: согласно исследованиям ВЦИОМ, 76% населения страны относится к
ней скептически, а на вопрос, насколько полную и достоверную информацию
дает реклама, 42% опрошенных ответили «не часто» и 34% - никогда. Треть
респондентов считает, что реклама вводит в заблуждение и преувеличивает
пользу продуктов для здоровья.
Еще один важный момент, который
необходимо учитывать при разработке бренда – это фактор неприятия
россиянами метода «мягкой продажи» - то есть использования в рекламе
эмоционального воздействия, в отличие от »жесткой продажи» -
рациональной аргументации, которая не вызывает раздражения или
отторжения. Как показывают исследования, российское население еще не
привыкло к распространенному за рубежом рекламному языку со сложной
логикой и ассоциативными связями и предпочитает простую логику,
конкретные выводы и рекомендации.
Принимая во внимание этот
феномен, при создании бренд-имиджа необходимо формировать рекламную
продукцию таким образом, чтобы она была понятна и близка отечественной
аудитории и, соответственно, более эффективна, чем реклама зарубежных
конкурентов. И эта эффективная реклама должна начинаться с
позиционирования бренда, а не с создания яркого ролика или, как это
называют специалисты, креатива. К подобным вещам профессионалы вообще
относятся скептически, поскольку существует опасность, что «яркость»
подменит смысл, а сиюминутный эффект – долгосрочные, стратегические
цели.
То есть продвижение бренда должно быть не только
эффективным, но и “правильным”, выстроенным в соответствии с видением
марки (BRAND VISION). Потребитель должен предпочесть данный
бренд другим. И поэтому следует определить, кто, собственно, является
тем самым потребителем бренда. Нужно вычислить и назвать те ценности,
которые наиболее важны для данной аудитории. Чем глубже удастся эти
ценности зацепить, тем лояльнее к марке будет потребитель.
Примером
такой рекламной кампании может служить торговая марка “Эрманн”, которая
осенью 2001 года получила премию на конкурсе “Бренд года”.
“Бренд
года” – ежегодное награждение наиболее успешных проектов в области
создания и продвижения брендов на российском рынке. В России конкурс
проводится с 1998 года, а в 2001 году российская награда в области
рекламы и маркетинга “Бренд года” вошла в международную систему EFFIE,
которая является одной из самых авторитетных мировых наград в сфере
эффективных маркетинговых коммуникаций. На последнем конкурсе «Бренд
года», прошедшем 1 ноября 2001 года в Москве Гран-при в номинации
«Репутация и доверие» получила марка «Nescafe classic».
Целевая
группа бренда Ehrmann определила свои базовые ценности с самого начала.
Все делалось по правилам Во-первых, была изучена «карта марки»
(несмотря на то, что в России около 20% населения узнавало «Эрманн»,
готовность покупать его была ничтожно мала - 2,4%). Во-вторых,
создатели рекламы ознакомились с психографией общества и выяснили, что
российские покупатели все более осмотрительно делают покупки и слепо
рекламе не доверяют. В результате «Эрманн» сформулировал для себя
некоторые постулаты brand-vision, основным из которых стала ориентация
на российское производство и космополитизм в употреблении.
Потребителями йогуртов «Эрманн» были заявлены люди чуть юолее
благополучные, чем в действительности, энергичные и динамичные.
Известный ролик с коровами, в порыве жизнелюбия «перемахивающими» через
плетень, с которыми торговая марка вышла на рынок, получил много призов
и показал максимально нестандартный подход создателей бренда, который,
кстати, с течением времени претерпел некоторые изменения, тем не менее,
сразу же позитивно настроил к себе потенциальных покупателей. Впрочем.
Данный бренд на мировом рынке еще не считается достаточно окрепшим и
нуждается в постоянной поддержке СМИ.
Что же касается развития
бренда, то в России любой бренд сегодня нуждается в постоянном развитии
и рекламе, чтобы держать свою долю рынка. Грамотная раскрутка
перспективных марок российских товаров всегда будет эффективной и для
нее не нужны такие средства, которые затрачиваются на Западе. Для
сравнения: для продвижения бренда у нас необходимо 4-12 миллионов
долларов, а в Европе – 20-50 миллионов. К тому же, фирменность бренда
формируется не только его рекламой, но и организационными действиями по
всей цепочке – от производителя до потребителя, т.е. всех видов
маркетинговых коммуникаций – сейлз промоушн; конкурсы, дегустации,
лотереи; мероприятиями на местах продажи, фирменным обслуживанием,
включая послепродажный сервис. Только в этом случае товар способен
занять соответствующую нишу, определяющую его предпочтительность. При
этом сильный товарный знак, обладающий высокой охраноспособностью,
рекламоспособностью и ассоциативной емкостью положительно выделяет
изделие или услугу среди аналогов, помогает выдержать испытание
временем.
На практике часто встречаешься с тем, что путают близкие понятия – бренд и торговую марку или фирменный стиль.
Следует, однако, помнить о том, что торговая марка или фирменный стиль
– понятие официальное, юридическое, в то время, как бренд существует
только в головах потребителей. Понятие бренда более широкое: в него
входят сам товар или услуга со всеми его характеристиками, ожиданиями,
ассоциациями, воспринимаемые пользователем, а также обещания
преимуществ, данные создателем бренда.
Сегодня на мировом рынке
из 20-ти новых брендов 17 терпят фиаско в основном потому, что
большинство рекламодателей, экономя денежные средства, стараются
создать “универсальные” бренды для всех без исключения потребителей, не
дифференцируя их на сегменты. В результате бренды лишаются
индивидуальности, не несут уникальных торговых предложений и не
удовлетворяют никого.
Компания WEBSCAN TECHNOLOGIES представила
рейтинг брендов, наиболее часто упоминаемых в русскоязычном Internet:
Microsoft, Coca-cola, IBM, Sony, НТВ, Siemens, “Известия”, ВАЗ, LG. АЗБУКА МАРКЕТИНГА БРЕНД | продукт,
компания или концепция, которые выделены общественным сознанием из
массы себе подобных. Бренд – слово, фраза, название, марка,
принадлежащие компании и защищенные законодательно. | БРЕНДИНГ | область
системы маркетинговых коммуникаций, занимающаяся разработкой фирменного
стиля его элементов, формированием уникального имиджа фирмы,
отличающего ее от конкурентов. | ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ | специфический,
самостоятельный этап маркетингового исследования, необходимый для
формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах
поведения конкурентов. | ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | позволяет
определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми
руководствуются потребители при выборе товаров. | ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТА | определение
соответствия технико-экономических показателей и качества продуктов,
обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также
анализ их конкурентоспособности. | ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕНЫ | определение такого уровня и соотношения цен, которое бы давало возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах. | ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМЫ | апробация
средств рекламы, сопоставление фактических и ожидаемых результатов от
рекламы, а также оценка продолжительности воздействия рекламы на
потребителя. | КАЧЕСТВО | совокупность
свойств товара, определяющих его способность удовлетворять конкретные
потребности потребителей, соответствовать предъявляемым требованиям. | КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА | система
основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности,
которые используются для достижения целей предприятия – получение
прибыли и удовлетворение потребностей конечного потребителя. | МАРКЕТИНГ | концепция
управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельности
фирмы (организации), направленная на получение прибыли посредством
учета рыночных условий и процессов и активного влияния на них. | РЕКЛАМА | форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей. | РЫНОЧНАЯ НИША | группа потребителей, для которых наиболее оптимальными и подходящими являются товар данной фирмы и ее возможности поставки. | СКРЫТАЯ РЕКЛАМА | общее
название материалов в прессе и художественных произведениях, содержащих
положительную, коммерчески важную для определенной фирмы информацию. | СПРОС | категория,
присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли.
Спрос выражает постоянно меняющуюся совокупную общественную
потребность, представленную на рынке в различных товарах,
складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей,
отличающихся большим разнообразием. | ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ | совокупность
постоянных изобразительных, визуальных, информационных средств, с
помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Фирменный
стиль используется при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в
качестве рекламы, ярлыков. Фирменный стиль используется как инструмент
продвижения фирмы на рынок, конкуренции, привлечения покупателей. |
Источник: http://businessman.in.ua
|